Как пандемия повлияла на бизнес и какие тренды добавила в нашу жизнь?

С начала 2020 года был объявлен жесткий карантин, а значит, уже второй год прошел под знаком пандемии. Но вместе с пандемией сформировались новые тренды, которые основательно изменили нашу с вами реальность. Мы изучили и собрали главные тренды 2021-го, которые закрепились и будут сопровождать нас и в 2022-м.

Диджитализация

Первым и главным трендом можно смело объявить диджитализацию. Из-за строгих карантинных мер все ринулись в online. В течение 2020 года количество покупателей в интернете превысило 2 млрд – это более четверти всего населения планеты! Для тех, кто раньше не пользовался online-шоппингом, сегодня это стало обычным делом.

О стремительном развитии online-канала говорит и исследования Soul Partners, Baker Tilly Украина и Aequo при поддержке программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины» – 2020 год оказался одним из самых динамичных в Украине. Продажи через оnline-канал достигли $4 млрд, что составляет 8,8% от общего объема розничной торговли. В то же время, за последние 5 лет рынок вырос почти в 3 раза. В течение следующих пяти лет прогнозируется рост в 2 раза.

Малый бизнес тоже активно диджитализируется – все больше предпринимателей осваивают электронные маркетплейсы. Только на платформе OLX в течение года количество бизнес-клиентов выросло на 10% – это более 32 000 новых магазинов.

Во втором квартале 2021 года компания Hubber проводила социальный опрос поставщиков и online-витрин. Опрос касался развития e-commerce рынка, а именно товарного бизнеса на маркетплейсах. Более 113 владельцев бизнеса ответили на вопрос: «Где вы размещаете товары?». Итак, 82,6% размещают свои товары на Rozetka, 71% — Prom; 66,2% — «Эпицентр»; 43,9% — «Алло», 37,7% — Olx; 36,2% — F.ua; 26,6 % — на Zakupka; 20,3% — Kasta; 18,8% — на Skidka.

Безналичные расчеты

Согласно последнего опроса Европейской Бизнес Ассоциации, по мнению трети ФЛП, рост доли «безнала» в их бизнесе произошел именно под влиянием карантина. В настоящее время 66% предпринимателей получают больше половины своих поступлений в безналичной форме.

Экологичность

По исследованиям, 84% потребителей ищут экологически устойчивые производства, а 79% людей ищут работу в экосознательных компаниях. Сегодня экосознание для компаний – не просто тренд, а необходимость. И это касается не только компаний, непосредственно работающих с экологией, но и любого производства, ведь потребителей все больше волнует, насколько eco-friendly и социально осознан производитель, а иногда клиент даже требует этого от бренда. Повышенное экосознание потребителя меняет бизнес.

Этот тренд представлен на выставке Zoomark. Гармония с окружающей средой и сознательное воспитание – это ключевые тезисы ближайших лет. Стенды наводнили eco-friendly товары, и наиболее заметными стали:

  • Экоигрушки для кошек из мататаби (японский аналог травы для кошек). Отличие травы мататаби от привычной валерианы в том, что она не вызывает перевозбуждения нервной системы или повышенной агрессии;
  • Slow feed plate посуда для кошек и собак, которая позволяет контролировать питание и предотвращает переедание;
  • Развивающие игрушки из экоматериалов – чтобы не навредить любимцу и разнообразить обыденность;
  • Веганская продукция, еда с фруктовыми вкусами, печенье, выпечка — новые вкусное лакомство для вашего любимца!

Pet Parenting

Этот тренд уже давно актуален в Европе и США, но в Украине он только начинает развиваться.

Его суть состоит в высоком уровне эмоциональной связи между владельцем и любимцем. Это не просто о счастливом любимце, но и о владельце, способном понять и разделить счастье от того опыта, который проживает любимец.

Настоящий pet parent:

  • Изучает информацию об уходе и особенностях будущего любимца;
  • Формирует безопасное и удобное окружения для питомца;
  • Насыщает жизнь воспитанника активностями и тренировками;
  • Следит за гигиеной питомца и его вещами (миски, игрушки и т.д.)
  • Чипирует любимца.

С первого взгляда может показаться, что второй год пандемии не отличается от первого. Те же тренды, вызовы и проблемы. В то же время изменилось отношение предпринимателей к ситуации – большинство из них нашли свой путь преодоления кризиса. Надеемся, что этот позитив будет накапливаться и в следующем году состоится полноценное восстановление бизнеса и возвращение к привычному режиму работы.